«Как им помочь?»

Древнегреческий философ Анахарсис как-то сказал, что самые безопасные корабли – это корабли, вытащенные на сушу. В интернете, как в океане, нет универсального способа избежать рисков и угроз. И тем не менее он стал частью жизни современных детей, даже воспитанников кадетского корпуса, отражающих не чин, и не звание, а состояние русской души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества. Каждый кадет имеет доступ к компьютеру и соответственно обладает определенным уровнем медиаграмотности. Отсидеться на безопасном берегу уже не получится – всех надо учить плавать, ставить буйки, обучать спасателей. А в какой роли сегодня выступают родители?

Дети, достаточно быстро осваивая новые компьютерные технологии, используют их не только для достижения конкретной практической цели (поиск необходимой информации, набор текста, создание презентации), но и для свободного времяпрепровождения (игры, чаты, Интернет-сайты). Виртуальная реальность очень быстро поглощает ребёнка целиком и он становиться зависимым.

         Основные признаки компьютерной зависимости и рекомендации для родителей:

1. УВЛЕЧЁННОСТЬ НА СТАДИИ ОСВОЕНИЯ.

Признаки:

  • Долгое сидение у компьютера.
  • Высокая концентрация внимания
  • Эмоциональное возбуждение во время  и после игры.

Что необходимо предпринимать родителям:

  • Настаивать на соблюдении временного режима (количество времени, которое ребёнок может проводить за компьютером без ущерба для здоровья).
  • Предложить ребёнку что-то более интересное.
  • Переключить его на другой вид деятельности (помощь по дому, выполнение важного поручения и т.д.).
  • Ненавязчивая цензура компьютерных игр (сайтов в Интернете), в которые играет ребёнок.

2. СОСТОЯНИЕ ВОЗМОЖНОЙ ЗАВИСИМОСТИ.

Признаки:

  • Сильная погружённость в игру (или Интернет), нахождение за компьютером более 3 часов в день.
  • Снижение интереса к учёбе, падение успеваемости.
  • Негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре в компьютерные игры.
  • Сужение круга общения (разговоры только о компьютере).
  • Потеря аппетита, плохой сон, жалобы на головные боли, проблемы с желудком.

Что необходимо предпринимать родителям:

  • Осуществлять ненавязчивый контроль за другой деятельностью ребёнка (посещение кружков, секций, участие в общественной жизни класса или школы).
  • Настаивать на соблюдении временного режима нахождения ребёнка за компьютером.
  • Не позволять ребёнку выходить в Интернет бесконтрольно.
  • Больше общаться с ребёнком, вовлекая его в процесс решения реальных проблем.
  • Обращение к психологу, специалисту по нехимическим зависимостям.                                

3. ВЫРАЖЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Признаки:

  • Ребёнок не контролирует себя.
  • Явная эмоциональная неустойчивость (при нежелательном прекращении игры может бурно реагировать, или не реагировать никак, выглядеть так, словно погружён сам в себя).
  • Уходы из дома с целью поиграть в компьютерные игры у друзей или в компьютерном клубе.
  • Угасание интереса к общению, полная замена друзей компьютером.

Что необходимо предпринимать родителям:

  • Ребёнок нуждается в квалифицированной помощи специалиста, т.к. в дальнейшем очень быстро может перейти на стадию клинической зависимости, при которой помощь оказывается врачом-психиатром в стационаре.

        Ученик, воспитанник кадетского корпуса  – это бурно развивающийся и очень чувствительный организм. Формирование осанки, костей кистей рук, произвольное внимание, рефракция глаза происходит в годы обучения. Физическое воспитание в кадете должно развивать необходимые силы, умственное – знания и умения.

Психолог может дать комплекс общеукрепляющих упражнений для профилактики возникновения нежелательных соматотелесных проявлений, возникающих при систематическом использовании компьютера.

Упражнения для глаз.

  1. Посмотреть на кончик носа на 1-4. Затем провести взгляд вдаль на 1-6.
  2. «Метка на стекле». Переводить взгляд с метки на стекле окна на выбранный предмет вдали за окном.
  3. Перемещение взгляда по траекториям: по часовой стрелке и против часовой стрелки, по восьмёрке.

Общеукрепляющие упражнения.

  1. Различного рода потягивания на 1-4.
  2. Сесть на стул. На счёт 1-2 плавно отвести голову назад и наклонить назад. На счёт 3-4 голову наклонить вперёд. Плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
  3. Сесть на стул. Руки на пояс. На счёт 1 – повернуть голову направо, на 2- голову прямо. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
  4. На счёт 1 – сжать кисти в кулак, на 2 – разжать кисти. Повторять 8-10 раз. Темп медленный.
  5. Сидя на стуле на 1-2 втянуть голову в плечи. На 3-4  — вернуться в исходное положение. Повторять 6-8 раз. Темп медленный.

ПРАВИЛЬНО ЛИ ТЫ СПИШЬ (рекомендации для учающихся).

        Когда ты ложишься спать часов в 12, а потом ещё долго ворочаешься с боку на бок и не можешь уснуть, утром очень трудно проснуться. Получается, что ты спишь 5-6 часов, а надо 7-9. Любой организм воспринимает недостаток сна как серьёзную потерю. Во время сна необходимо переработать информацию и восстановить силы. Иначе может возникнуть нервный срыв.

        Попытка бороться с недостатком времени за счёт сна понятна, но не эффективна. Гораздо рациональнее планировать день. Включи в свой день прогулку. Если человек не находится на воздухе хотя бы один час в день, мозг испытывает кислородное голодание – соответственно работает хуже. И засыпать вечером становится труднее. В любом случае, прежде чем отправиться в постель – неплохо просто проветрить комнату, и проветрить её очень хорошо.

Не нужно пить перед сном чай, кофе, колу, не нужно есть шоколад. Эти продукты содержат кофеин, который мешает заснуть. Не кушай плотно на ночь. Оптимальный промежуток между ужином и сном – 2 часа. Тем более не ешь сидя за компьютером. Сильные физические нагрузки на ночь также не будут способствовать спокойному сну.

        Постарайся устроиться в своей постели поудобнее, выкинь из головы все тревоги (подумаешь о них потом), расслабь мышцы, сосредоточься на своём дыхании. Дыши медленно, ровно и утрированно глубоко. Счастливых снов!